МГУ им. М.В. Ломоносова, географический факультет

 

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ

(Географические основы устойчивого развития)

 

План занятий на весенний семестр 2012-2013 уч. года*

Тема    лекции / занятия

Дата

Преподаватель

Основные вопросы

1

Введение в проблематику устойчивого развития (УР)

13.02

Н.С. Касимов,

Ю.Л. Мазуров

·          Установочный тест.

·          Исторический экскурс

·          система понятий УР

·          задачи курса

2

Научные основы УР

20.02

Ю.Л. Мазуров

 

·          Научные принципы и идеология УР

·          многообразие интерпретаций УР

·          концепция РПП

3

Экологический императив УР

27.02

Ю.Л. Мазуров

·          «Природа знает лучше»

·          система природных ценностей

·          фактор природного наследия

4

Экономический императив УР

06.03

В.Л. Бабурин

·      план будет представлен на лекции

5

Аграрные аспекты УР

13.03

А.С. Наумов   

·      Концепции УР сельского хозяйства

·      География технологических инноваций в сельском хозяйстве мира

·      Перспективы УР сельского хозяйства в зарубежных странах и в России

6

Социальный императив УР

20.03

Ю.Л. Мазуров,

 

·      Человеческий фактор развития

·      культурное многообразие

·      фактор культурного наследия

7

Политический императив УР

27.03

Ю.Л. Мазуров,

 

·      Политическая справедливость

·      политическая ответственность

·      риски политической устойчивости

8

Проблемы УР России

03.04

Ю.Л. Мазуров

·      Предпосылки устойчивости

·      факторы риска развитию

·      формирование идеологии и  

        стратегий развития

9

Образование для УР

03.04

Н.С. Касимов,

Ю.Л. Мазуров

·         История вопроса

·         география ОУР

·          ОУР в России

10

Итоговый семинар «Риски устойчивому развитию Рос-сии: географический дискурс»

03.04

Н.С. Касимов, Ю.Л. Мазуров

·         план будет представлен в процессе курса

11

Зачет

05.04

Н.С. Касимов, Ю.Л. Мазуров

-

* В плане возможны частные коррективы

 

Основная литература

1.      Введение в теорию устойчивого развития: Курс лекций. – М.: Ступени, 2002.

2.      Государственный доклад “О состоянии и об охране окружающей среды в Российской Федерации в 2011 году”. - М., 2012 (и Госдоклады предшествующих лет изданий).

3.      Йоханнесбургский меморандум. – М.: ОГИ, 2002.

4.      Будущее, которого мы хотим. Итоговый документ Конференции Организации Объединенных Наций по устойчивому развитию. Рио-де Жанейро, 2012.

5.      Наше общее будущее. Доклад международной комиссии по окружающей среде и развитию. Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1989.

6.      Касимов Н.С, Мазуров Ю.Л. Концепция устойчивого развития и её производные: студенческий дискурс - М. – Смоленск: Универсум, 2007.

7.      Россия на пути к образованию для устойчивого развития. Под ред. Н.С. Касимова и С.М. Малхазовой. – М.: Геос, 2006.

 

Дополнительная литература

8.      Арманд Д. Нам и внукам. – М.: Мысль, 1964.

9.      Бабурин В.Л., Мазуров Ю.Л. Географические основы управления. Курс лекций по экономической и политической географии. -  М.:  Дело,  2000.

10.  Бобылев С.Н., Гирусов Э.В. и др. Экономика устойчивого развития. – М.: Ступени, 2004.

11.  Глобальная экологическая перспектива 2000. Доклад ЮНЕП о состоянии окружающей среды в конце тысячелетия. – М.: ИнтерДиалект +, 1999, а также ГЕО 3 (М., 2002) и GEO 4.

12.  Данилов-Данильян В.И., Лосев К.С., Рейф И.Е. Перед главным вызовом цивилизации. Взгляд из России. – М.: Инфра-М, 2005.

13.  Доклад о человеческом развитии 2011. Устойчивое развитие и равенство возможностей: лучшее будущее для всех / Пер. с англ. ПРООН. – М.: Весь мир, 2011.

14.  Доклад о человеческом развитии 2010. Реальное богатство народов: пути к развитию человека / Пер. с англ. ПРООН. – М.: Весь мир, 2010.

15.  Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2010 год / Под общей редакцией С.Н. Бобылева. – М.: ПРООН, 2010.

16.  Йоханнесбургская декларация по устойчивому развитию // Использование и охрана природных ресурсов в России. 2002, №9-10.

17.  Лосев К.С. Экологические проблемы и перспективы устойчивого развития России в ХХI в. – М.: Космосинформ, 2001.

18.  Мазуров Ю.Л., Пакина А.А. Экономика и управление природопользованием. – М.:  Изд-во Моск. ун-та,  2003.

19.  Образование для устойчивого развития в высшей школе России: научные основы и стратегия развития. Под ред. акад. Н.С. Касимова. – М.: Географический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, 2008.

20.  Образование для устойчивого развития: опыт Восточной Европы, России и Центральной Азии. Под ред. акад. РАН Н.С. Касимова. – М.: Географический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, 2008.

21.  Хокен П., Ловинс Э., Ловинс Х. Естественный капитализм: грядущая промышленная революция. Пер. с англ. – М.: Наука, 2002.

22.  Управление социально-экономическим развитием России: концепции, цели, механизмы / Рук. авт. колл.: Д.С. Львов, А.Г. Поршнев. – М.: Экономика, 2002.

23.  Constanza, R. (Ed.). Ecological economics: The science and management for sustainability. – New York: Columbia University Press, 1991.

24.  Gilpin, Alan. 1997. Dictionary of Environment and Sustainable Development. – John Wiley & Sons, West Sussex.

25.  Scott, Willam and Stephen Gough. 2003. Sustainable Development and Learning: Framing the Issues. RoutlegeFalmer, London and New York.

 

Профильные Интернет-сайты

www.un.org/esa/susdev, www.ulb.ac.le/ceese/meta/sustvl.html, www.unesco.org, www.iucn.org, www.unesco.ru, www.universityworldnews.com, www.geogr.msu.ru/HESD, www.wwf.ru   

 

Регламент контроля успеваемости по учебной дисциплине

1.       Формы контроля: текущий (в кредитах/баллах); итоговый (зачет)

2.       Текущий контроль состоит из: установочного теста; письменных работ в течение семестра; участия в итоговом семинаре «Риски устойчивому развитию России: географический дискурс»

3.       Кредитная система:

·                                 пороговое кол-во баллов для получения зачета – 33

·                                 установочный тест – от 1 до 10 баллов, порог – 6

·                                 письменные работы в течение семестра: максимальное количество – 7;  за каждую работу – от 2 до 5 баллов, порог – 3; мин. количество баллов в течение семестра – 21

·                                 итоговый семинар

       - обязательная письменная работа для веб-семинара – от 5 до 10 баллов, порог – 6

       - участие в плановом (традиционном) семинаре (добровольно, по предварительной записи) – от 5 до 10 баллов, порог – 6

4.       В случае набора студентами баллов в объеме, менее установленного порогового значения, студенты сдают зачет в форме устного и/или письменного контроля.

5.       Условием допуска студентов к зачету является своевременная  сдача обязательной письменной работы для веб-семинара работы.

 

Академик РАН, профессор Н.С. Касимов, профессор Ю.Л. Мазуров

Февраль 2013 г.

Hosted by uCoz