Устойчивое развитие

МГУ им. М.В. Ломоносова, географический факультет

 

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ

(Географические основы устойчивого развития)

 

План занятий на весенний семестр 2014-2015 уч. года*

Тема    лекции / занятия

Дата

Преподаватель

Основные вопросы

1

Введение в проблематику устойчивого развития (УР)

14.02

Н.С. Касимов,

Ю.Л. Мазуров

·        Исторический экскурс

·        система понятий УР

·        задачи курса

2

Научные основы УР

21.02

Ю.Л. Мазуров

 

·        Научные принципы УР

·        научная идеология УР

·        многообразие интерпретаций УР

·        концепция РПП

3

Экологический императив УР

28.02

Ю.Л. Мазуров

·        «Природа знает лучше»

·        система природных ценностей

·        фактор природного наследия

4

Экономический императив УР

28.02

В.Л. Бабурин

 

план будет представлен на лекции

5

Социальный императив УР

07.03

 

Ю.Л. Мазуров

 

·     Человеческий фактор развития

·     культурное многообразие

·     фактор культурного наследия

6

Политический императив УР

14.03

 

Ю.Л. Мазуров

 

·     Политическая справедливость

·     политическая ответственность

·     риски политической устойчивости

7

Информационное обеспечение УР

21.03

 

В.С. Тикунов

 

 

план будет представлен на лекции

8

Проблемы УР России

28.03

Ю.Л. Мазуров

 

·     Предпосылки устойчивости

·     факторы риска развитию

·     формирование идеологии и  

      стратегий развития

9

Образование для УР

04.04

Н.С. Касимов,

Ю.Л. Мазуров

·     История вопроса

·     география ОУР

·     ОУР в России

10

Итоговый семинар «Будущее, которого мы хотим (сквозь призму географии)»

04.04

Н.С. Касимов, Ю.Л. Мазуров

 

план будет представлен в процессе курса

11

Зачет

(для студентов/магистрантов)

07/29. 04

Ю.Л. Мазуров

-

* В плане возможны частные коррективы

 

Основная литература

1.     Введение в теорию устойчивого развития: Курс лекций. – М.: Ступени, 2002.

2.     Будущее, которого мы хотим. Итоговый документ Конференции Организации Объединенных Наций по устойчивому развитию. Рио-де Жанейро, 2012.

3.     Доклад о человеческом развитии за 2013 год. Устойчивое развитие: вызовы Рио. Под ред. С.Н. Бобылева. – М.: UNDP Россия, 2013.

4.     Наше общее будущее. Доклад международной комиссии по окружающей среде и развитию. Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1989.

5.     Касимов Н.С, Мазуров Ю.Л. Концепция устойчивого развития и её производные: студенческий дискурс - М. – Смоленск: Универсум, 2007.

 

Дополнительная литература

6.     Арманд Д. Нам и внукам. – М.: Мысль, 1964.

7.     Бабурин В.Л., Мазуров Ю.Л. Географические основы управления. Курс лекций по экономической и политической географии. -  М.:  Дело,  2000.

8.     Бобылев С.Н., Гирусов Э.В. и др. Экономика устойчивого развития. – М.: Ступени, 2004.

9.     Глобальная экологическая перспектива 2000. Доклад ЮНЕП о состоянии окружающей среды в конце тысячелетия. – М.: ИнтерДиалект +, 1999, а также ГЕО 3 (М., 2002) и GEO 4.

10.  Государственный доклад “О состоянии и об охране окружающей среды в Российской Федерации в 2013 году”. - М., 2014 (и Госдоклады предшествующих лет изданий).

11.  Данилов-Данильян В.И., Лосев К.С., Рейф И.Е. Перед главным вызовом цивилизации. Взгляд из России. – М.: Инфра-М, 2005.

12.  Доклад о человеческом развитии 2011. Устойчивое развитие и равенство возможностей: лучшее будущее для всех / Пер. с англ. ПРООН. – М.: Весь мир, 2011.

13.  Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2010 год / Под общей редакцией С.Н. Бобылева. – М.: ПРООН, 2010.

14.  Йоханнесбургская декларация по устойчивому развитию // Использование и охрана природных ресурсов в России. 2002, №9-10.

15.  Лосев К.С. Экологические проблемы и перспективы устойчивого развития России в ХХI в. – М.: Космосинформ, 2001.

16.  Мазуров Ю.Л., Пакина А.А. Экономика и управление природопользованием. – М.:  Изд-во Моск. ун-та,  2003.

17.  Образование для устойчивого развития в высшей школе России: научные основы и стратегия развития. Под ред. акад. Н.С. Касимова. – М.: Географический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, 2008.

18.  Образование для устойчивого развития: опыт Восточной Европы, России и Центральной Азии. Под ред. акад. РАН Н.С. Касимова. – М.: Географический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, 2008.

19.  Россия на пути к образованию для устойчивого развития. Под ред. Н.С. Касимова и С.М. Малхазовой. – М.: Геос, 2006.

20.  Хокен П., Ловинс Э., Ловинс Х. Естественный капитализм: грядущая промышленная революция. Пер. с англ. – М.: Наука, 2002.

21.  Управление социально-экономическим развитием России: концепции, цели, механизмы / Рук. авт. колл.: Д.С. Львов, А.Г. Поршнев. – М.: Экономика, 2002.

22.  Constanza, R. (Ed.). Ecological economics: The science and management for sustainability. – New York: Columbia University Press, 1991.

23.  Scott, Willam and Stephen Gough. 2003. Sustainable Development and Learning: Framing the Issues. RoutlegeFalmer, London and New York.

 

Профильные Интернет-сайты

www.un.org/esa/susdev, www.ulb.ac.le/ceese/meta/sustvl.html, www.unesco.org, www.iucn.org, www.unesco.ru, www.universityworldnews.com, www.geogr.msu.ru/HESD, www.wwf.ru   

 

Регламент контроля успеваемости по учебной дисциплине

1.      Формы контроля: текущий (в кредитах/баллах); итоговый (зачет)

2.      Текущий контроль состоит из: установочного теста; письменных работ в течение семестра; участия в итоговом семинаре «Будущее, которого мы хотим (сквозь призму географии)»

3.      Кредитная система:

·                            пороговое кол-во баллов для получения зачета – 33

·                            установочный тест – от 1 до 10 баллов,

·                            письменные работы в течение семестра: максимальное количество – 7;  за каждую работу – от 2 до 5 баллов; мин. количество баллов в течение семестра – 21

·                            итоговый семинар:

       - обязательная письменная работа для веб-семинара – от 5 до 10 баллов,

       - участие в плановом (традиционном) семинаре (добровольно, по предварительной записи) – от 5 до 10 баллов,

В случае набора студентами баллов в объеме, менее установленного порогового значения, студенты сдают зачет в форме устного и/или письменного контроля.

4.      Условием допуска студентов к зачету является своевременная  сдача обязательной письменной работы для веб-семинара работы.

 

 

 

Профессор Ю.Л. Мазуров

Февраль 2015 г.